13 июн. 2010 г.

Alice Pleasance Liddell

Alice Pleasance Liddell (4 мая 1852 — 15 ноября 1934) — прототип персонажа Алисы из книги «Алиса в стране чудес».
"Выдающийся английский математик Чарльз Латуидж Доджсон, больше известный как сказочник Льюис Кэррол, написавший "Алису в Стране Чудес", создал уникальное по жанру произведение - сюрреалистический роман для детей, фантастический сюжет которого подчиняется законам научной логики. Этот феномен в литературе обсуждаетсяуже на протяжении 139 лет специалистами, которые не знают, чему больше поражаться- странным персонажам сказки или их интеллектуальным беседам. Но еще удивительнее была история трогательной дружбы ученого и писателя с реальной девочкой Алисой Лиддел, для которой он и сочинил свою замечательную книгу...
Об этих отношениях очень долго мало кто знал. Многие детали необычной дружбы стали известны только теперь: после того, как на аукционе в Сотхеби были проданы письма,дневники, книги и фотоальбомы из наследства Алисы Плезенс, а также ее личные вещи.В том числе и фотопортрет девочки, сделанный самим Кэрролом в 1858 году. Героине будущих приключений было в ту пору 6 лет. Литературные реликвии оценили в 6 миллионов марок.
Они сохранились исключительно потому, что Алиса Плезенс никогда не забывала своего старшего друга и тщательно хранила все, что напоминало о нем, включая снятые им цветные фотографии, в которых он проявил себя искусным мастером, почти художником,а также письма, которые он ей писал. На одной из фотографий красивым почерком написано рукой Кэррола: "Той, чье имя вдохновило меня в счастливый летний день сочинить эту историю". Портрет, на котором юная Алиса запечатлена в роли "бедной попрошайки" (см. ниже),был продан за 300 тысяч марок." (с) статья в газете "Контакт"
 Фото Льюиса Кэррола (1859)
***
"Странно, что вы не изобрели машину времени, - сказала Алиса. - Тогда можно было остаться там, где хочешь.
- Но у меня она есть, - ответил мистер Доджсон.
- Есть? - удивилась Алиса. - Почему же вы нам ее не показали?
- Это моя камера, - сказал мистер Доджсон. - На той фотографии, где ты в венке, я остановил время. Там тебе всегда будет семь лет".

Лучше всего для них обоих было бы, если бы Alice Pleasance Liddell навсегда осталась ребенком.
Больше всего он боялся - и она, пожалуй, тоже - что когда-нибудь она вырастет. 

Биография
Алиса Лидделл была четвёртым ребёнком Генри Лидделла — филолога-классика, декана одного из колледжей в Оксфорде и соавтора знаменитого греческого словаря «Лиддел-Скотт». У Алисы были два старших брата, которые погибли от скарлатины в 1853 году, старшая сестра Лорина и ещё шесть младших братьев и сестёр.
После рождения Алисы, её отец был назначен на пост декана колледжа Christ Church, и в 1856 году семейство Лидделл переехало в Оксфорд. Вскоре Алиса встретила Чарльза Лютвидж Доджсона. Он стал близким другом семьи в последующие годы.
Когда они познакомились, ей исполнилось три с половиной года, а ему двадцать три.
Чарлз Лютвидж Доджсон, преподаватель математики в колледже Крайст Черч, увлекался фотографией - редкостным по тем временам делом, и у него был свой аппарат - редкость еще большая.
Алису он начал фотографировать сразу после знакомства, но первую несмазанную фотографию удалось сделать, лишь когда ей было четыре с половиной.
Отрочество и юность Алисы совпали с расцветом творчества прерафаэлитов (предшественников модерна), и она сама была, если можно так сказать, девушкой круга прерафаэлитов.
Она занималась рисованием, а уроки живописи ей давал Джон Рескин, знаменитый художник и наиболее влиятельный английский художественный критик ХIХ века (когда-то бывший студентом ректора Лидделла). Позже Алиса позировала Джулии Маргарет Камерон - фотохудожнице, тоже близкой к прерафаэлитам, чье творчество относят к золотому веку английской фотографии.

Джулия Маргарет Камерон. Алиса Лиддел в юности.

Чарлз Лютвидж Доджсон был очень застенчив, что сильно затрудняло ему жизнь. Кроме того, он заикался. В присутствии детей - особенно Алисы - и застенчивость, и заикание проходили.
Часто он заходил в дом ректора играть с Алисой и двумя ее сестрами (разумеется, разумеется, получив предварительно приглашение от миссис Лидделл); девочки приходили к нему в гости (конечно, с позволения матушки); они вместе гуляли, катались на лодке, ездили за город (само собой, в присутствии гувернантки мисс Прикетт, - и получалось, что чаще всего впятером). Во время одной из таких прогулок, как известно, он сочинил для нее сказку, ставшую потом знаменитой.

Создание «Алисы в стране чудес»
4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса Лидделл попросила своего друга Чарльза Доджсона сочинить историю для нее и ее сестер Эдит и Лорины. Доджсон, которому и раньше приходилось рассказывать детям декана Лиддела сказки, придумывая события и персонажей на ходу, с готовностью согласился. На этот раз он поведал сестрам о приключениях маленькой девочки в Подземной Стране, куда она попала, провалившись в нору Белого Кролика. Главная героиня очень напоминала Алису (и не только именем), а некоторые второстепенные персонажи — ее сестер Лорину и Эдит. История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика записать ее. Доджсон обещал, но все равно напоминать пришлось несколько раз. Наконец он выполнил просьбу Алисы и подарил ей манускрипт, который назывался «Приключения Алисы под землей». Позже автор решил переписать книгу. Для этого весной 1863 года он отправил её на рецензию своему другу Джоржу Макдональду. Также в книгу были добавлены новые детали и иллюстрации Джона Тениела (John Tenniel). Новую версию книги Доджсона преподнес своей любимице на Рождество 1863 года. В 1865 году Доджсон опубликовал книгу «Приключения Алисы в Стране Чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. Вторая книга — «Алиса в Зазеркалье» — вышла шестью годами позже, в 1871 году. Обе сказки, которым уже значительно больше 100 лет, популярны и поныне, а рукописный экземпляр, который Доджсон подарил когда-то Алисе Лидделл, хранится в Британской Библиотеке. (via)

Как-то Алиса разговорилась с сестрами м-ра Доджсона, и они рассказали, что в детстве он придумал правила езды по железной дороге. Одно из них звучало так: "Если у пассажира нет денег, а он все же желает ехать поездом, он должен прийти на ближайшую станцию и отработать свой проезд - заваривать чай для станционного смотрителя (который пьет чай в любое время дня и ночи) или толочь песок для железнодорожной компании (причем последняя не обязана объяснять, зачем ей это нужно)".
Cмотритель пьет чай в любое время дня и ночи, как гости на Безумном Чаепитии, а удивительная логика действий в пользу железнодорожной компании очень напоминает логику персонажей "Алисы в Стране чудес"
В "алисино" время в ящике письменного стола м-ра Доджсона жила Милли Летучая Мышь, а в детстве он дружил - как ни странно это звучит - с червяками и улитками .


Дружил так сильно, что даже назвал детский рукописный журнал, который сам издавал, именами двух улиток - "Мишмэш".
С девочками Лидделл он особенно любил гулять по таким местам, где можно было рассказать про ископаемых существ. В Ботаническом саду он учил их не бояться улиток и показал дерево гинкго - единственное из лиственных, пережившее ледниковый период.
В Университетском музее они долго разглядывали птицу додо - чучело последнего сохранившегося в мире нелетающего дронта с острова Маврикий, который жил на Земле тысячелетия, но не пережил вторжения человека.
Алиса больше всех из них любила единорога (он, кстати, был в фамильном гербе ее матери; а герб отца украшали львы).
В рукописном журнале "Мишмэш", который мистер Доджсон показал сестрам, девочки с удивлением увидели среди других рисунков изображение бегемота.
"Я назвал этот рисунок "Невинность", - пояснил Доджсон. - Так же, как называется картина Джошуа Рейнольдса". А позднее они гуляли в Оленьем парке, и Алиса увидела там странную каменную скульптуру с детенышем на спине. Что это за животное? - поинтересовалась она. Гиппопотам, по-моему, - сказал мистер Доджсон. Нам больше нравится ваш бегемот, - ответили девочки, хорошенько разглядев скульптуру.

Однажды они - Доджсон и девочки - присутствовали на бракосочетании принца Уэльского, сына королевы Виктории (они были знакомы с Алисой - принц учился в колледже ректора Лидделла и был вхож в их семью).
На следующий день Алиса получила от Доджсона письмо - праздничную открытку с гирляндой цветов. Но вместо традиционных слов "Желаем им счастья!" на открытке стояло: "Счастья?! Вряд ли оно у них будет". Алиса записку сохранила.


Миссис Лидделл далеко не всегда одобряла их встречи - "Что-то мистер Доджсон к нам очень часто приходит. Люди могут разное подумать". Но десять лет все еще шло по-прежнему. Потом Алиса выросла.
Когда она стала подростком, им видеться запретили - для 13-летних английских девочек уже считалось неприличным встречаться с неженатыми мужчинами. Алиса входила в возраст Лолиты (Набоков, кстати, Кэрролла любил - и сказку об Алисе перевел - она у него "Аня в стране чудес".) Переписку дочери с мистером Доджсоном миссис Лидделл уничтожила.

Алиса собралась выходить замуж - между прочим, за принца Леопольда, другого сына королевы Виктории (он тоже учился в колледже Крайст Черч).
В книге Кэрролл сделал Алису королевой, но в жизни она не была даже принцессой. Королева Виктория не дала согласия на брак, и принцу пришлось жениться на немецкой принцессе (первого ребенка, девочку, они назвали Алисой). Алиса Лидделл вышла замуж за другого студента Крайст Черч, Реджиналда Хагривза.

...Последний раз он фотографировал ее в 1870-м году. Ей 18. На снимке она не выглядит счастливой. Может быть, то была и последняя их встреча. После свадьбы Алиса переехала жить в фамильный особняк к мужу. Мистер Доджсон так и не женился, остался жить в Крайст Черч, где и умер от бронхита в возрасте 65 лет.
С возрастом - и с приходом славы - он все больше сторонился людей, предпочитая обществу - уединение. Исключением были дети - в основном, маленькие дочери друзей и знакомых. С ними он охотно встречался, фотографировал их, переписывался. За несколько недель до смерти пронумеровал письма - их оказалось 98 721.

"По секрету скажу тебе, что сама королева прислала попросить у меня одну мою фотографию, но так как уступать в подобных случаях - против моих правил, я был вынужден ответить: "Мистер Доджсон свидетельствует Ее Величеству свое почтение и с сожалением сообщает, что неукоснительно придерживается правила не дарить своих фотографий никому, кроме юных леди".
(Из письма Маргарет Каннингхэм, 7 апреля 1868 г.)

Роман Набокова дал имена этому сорту эротизма. Только здесь можно, наверное, говорить об эротизме, что ли, платоническом. И похоже на то, что автор "Алисы" умер девственником.

 Льюис Кэролл, автопортрет

Удивительно, что многое из времен Алисы дожило до наших дней. Вяз, посаженный Алисой в день бракосочетания принца Уэльского, дожил до 1977 года . Знаменитый журнал "Панч" закрылся только в этом году.
Но черти, кролики и горгульи, украшающие окна оксфордского Университетского музея, остались там навсегда.
В книге Льюиса Кэрролла "Логическая игра", где он обучает искусству рассуждать логически, делая правильные заключения из - не то чтобы неверных, но необычных посылок, - есть такая задачка: "Ни одно ископаемое животное не может быть несчастно в любви. Устрица несчастна в любви".
Ответ - он же заключение: "Устрица - не ископаемое животное". (via)

Алиса в возрасте 80 лет

Комментариев нет:

Отправить комментарий